Сегодня нельзя представить кафедру анатомии человека без Кирьякулова Георгия Степановича. Коллеги, проработавшие с ним более пятидесяти лет, говорят, что он по жизни лидер, боец, глубоко порядочный и добрый человек, которому присуща фантастическая энергия и работоспособность, он имеет глубокие знания во многих областях, способен постоянно учиться, всегда готов поддержать в беде, помочь.
С Георгием Степановичем я встретилась накануне его восьмидесятилетия, чтобы он рассказал о жизни и работе, о своих учениках. Первое, что замечаешь, войдя в кабинет Георгия Степановича это «почётную доску» с портретами его учеников. Увидев мою заинтересованность, Георгий Степанович берет инициативу в свои руки и тут же спрашивает: «Узнаёте, кого-нибудь? Это все мои замечательные воспитанники студенческого научного общества: Юрий Думанский, Игорь Зинкович, Эдуард Баринов, Иван Вакуленко, Владимир Васильев, Олег Зенин».
- У вас много учеников, которым вы дали путь в большую научную медицинскую жизнь. Приходит студент на первый курс, можно ли определить его способности к медицине или нет?
- Желающих заниматься наукой и быть первыми всегда много, но вот потом в процессе работы, экспериментов все и проверяется. Делаем сложные операции на животных, после этого идёт череда бессонных дежурств в ночное время, в итоге у многих теряется интерес. Были и другие студенты, которые оставались преданны делу науки. Например, Юрий Думанский, который успевали хорошо учиться, работать на скорой помощи и заниматься в кружке. Также хочу вспомнить студента Эдуарда Баринова, он был одним из сильнейших ребят кружка. Вообще я хочу сказать, если человек серьёзно относится к работе, он и в остальных аспектах жизни не теряет марки. Эдуард всегда был лидером и не только в науке, но и в спорте. Настойчивость таких людей проявляется и в работе, поэтому рядом с ними не может быть лентяев, они просто не приживаются. Многие старательные студенты после окончания вуза защитили кандидатские, докторские, стали профессорами. Когда абитуриент поступает в наш вуз и в процессе обучения, освоения предметов проявляет дух трудолюбия и настойчивости, вот из таких в будущем получаются такие медики как Григорий Бондарь, Герой Украины, или проректоры нашего университета: Иван Вакуленко, Игорь Зинкович, это все очень достойные люди.
- Чем нынешние молодые медики отличаются от студентов вашего поколения? О чем вы можете жалеть и наоборот?
- В каждом периоде времени есть и плюсы и минусы. Сейчас студенты меньше остаются после занятий в анатомическом зале, музее, мало делают рисунков. Очень важно, чтобы студенты-медики не были оторваны от общения у постели больного, сейчас у ребят в арсенале имеется огромное количество литературы, в том числе они могут знакомиться с мировыми достижениями, это, безусловно, большой плюс для усвоения новых знаний. Я очень рад, что у нас есть прекрасная университетская клиника, где можно общаться с пациентами, оттачивать своё мастерство непосредственно на приёме, в операционной, именно этот опыт и является бесценным.
- Георгий Степанович, что для вас значит Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького?
- Это вся моя жизнь. Я приехал сюда, когда мне было 17 лет, а сейчас уже 2014 год и мне - 80. После окончания Донецкого медицинского института им М. Горького с 1959 года я стал преподавать оперативную хирургию и топографическую анатомию. Если математика - царица наук, то анатомия - императрица медицины, это базовая наука. Можно любую кафедру реорганизовать, ликвидировать, а анатомия будет вечно. Когда Н. И. Пирогов был в Германии, он удивлялся тому, что немецкие хирурги плохо знают анатомию, очевидно, поэтому под влиянием увиденного возникла его фраза: «Мысль хирурга должна идти впереди ножа».
-Почему решили заниматься медициной?
- У нас в роду до меня врачей не было. Я родился в Володарском районе. Детство пришлось на суровое военное время. Трое суток шла борьба Азовской военной флотилии Черноморского флота за освобождение Мариуполя, в этих боях был сильно ранен мой дядя, которого не смогли спасти. Похоронен он в одном из парков этого города. Мариупольцы увековечили его память и одну из улиц назвали в его честь – улица имени Юрия Богдана. Именно этот эпизод из жизни моей семьи подтолкнул меня заняться медициной. Ведь дядя умер не на поле боя, а после операции. У нас была очень дружная греческая семья: дед, воспитал восемь сыновей и двух дочерей.
- Если бы вам предложили встретиться с медиками прошлого, кого бы выбрали себе в собеседники?
- Николая Ивановича Пирогова.
- За время нашего разговора в кабинет входило много сотрудников кафедры, которые приходили просто с вами поздороваться и сказать, что они рады вас видеть. Как вам удалось настолько сплотить коллектив?
- Прежде всего, нужно самому любить людей и уважительно к ним относиться. В душе у каждого сотрудника много хорошего, главное это разглядеть. Важно жить радостями и бедами своих коллег.
- Смогли бы переехать жить в другую страну, если бы появилась такая возможность?
- Я по натуре домосед, поэтому вряд ли, а вот на время поехать куда-нибудь, конечно, было бы интересно.
- Подводя итог нашего разговора, скажите из каких составляющих, складывается формула успеха медика?
- Положительного результата достигают те, кто отдаётся любимому делу на 100%, не думая о благах.
Теперь я думаю самое время, чтобы о своём учителе, наставнике рассказали его коллеги, бывшие студенты.
«Учитель, наставник, старший товарищ»
- Так всегда говорю я о моем
учителе Георгии Степановиче Кирьякулове, наставнике и в науке, и в жизни.
Первое моё знакомство состоялось
в 1977 году после окончания лечебного факультета Донецкого медицинского
института им. М. Горького. Вместе с Николаем Ивановичем Яблучанским мы вошли в кабинет заведующего кафедрой анатомии Г.С.
Кирьякулова. Николай Иванович, с присущей ему открытостью, без подготовки сразу сказал, что просит его
взять меня в аспирантуру. Георгий Степанович неторопливо пригласил присесть за рабочий стол, и мы в течение часа обменивались мнениями
о новых подходах в морфологии. На то
время, наряду с описательными
методами в морфологии, начали широко
внедряться морфометрия, стереометрия,
одним словом, количественные методы в морфологических исследованиях. С этого
времени и начался отсчёт моей учёбы в аспирантуре. Чем больше времени я общался с
Георгием Степановичем, тем больше я убеждался в его мудрости. Он всегда говорил, что любой новый факт в науке не нужно
спешить озвучивать в печати, сначала необходимо проверить самому,
осмыслить. А если возникает желание отстаивать свои научные наработки, то их
нужно преподносить окружающим с убедительностью, выдержкой и прислушиваться
к мнению оппонентов.
Нам в начале казалось чересчур
излишней медлительность шефа, как мы его называли, но время показало правильность
такого подхода и не только в науке, но и в жизни. Георгий Степанович является
хорошим аналитиком, этому всегда учил и нас, его учеников.
Особенно запомнились совместные
поездки на съезды, проводимые в Виннице, Полтаве, где нас, молодых преподавателей наш учитель знакомил с видными и знаменитыми морфологами
М.Г Привесом, В.В. Куприяновым, М.Р.
Сапиным, В.В. Бобиным, Героем Советского
Союза Е.А. Дыскиным и многими другими.
Особенно
уважительно и всегда с выдержкой Георгий Степанович относится к студентам, и нам всегда говорит, что
анатомия это та наука, которая требует к себе постоянного внимания, повторения.
Что удивительно, чем больше ее учишь,
тем больше убеждаешься, что не все
знаешь, и это побуждает к новым
познаниям, мотивации к более глубокому её изучению.
Дорогой
Георгий Степанович, примите искренние поздравления с Днём рождения, спасибо Вам за уроки мудрости, воспитания в
нас душевности, отзывчивости,
колоритного восприятия окружающего мира.
Доктор медицинских наук, профессор,
проректор по воспитательной
работе и вопросам гуманитарного образования,
заведующего кафедрой радиологии
Иван Петрович Вакуленко.
«Обладает умением увидеть талант и помогает ему раскрыться»
- На
сегодняшний день в Украине среди морфологов и кардиохирургов нет ни одного научного
сотрудника, который не знал бы Георгия Степановича. Любой человек, которому посчастливилось
быть знакомым с профессором Кирьякуловым Г. С., сохраняет его в своём сердце
навсегда. Зная Георгия Степановича на протяжении десятков лет, можно сказать точно,
что тайна его популярности кроется не столько в том, что профессор Кирьякулов – известный учёный, а в том, что
он – Личность, которая обладает огромным обаянием и глубокой проницательностью
мудреца с кристальной чистотой души, умеет видеть и ценить в человеке – Человека.
Эти строки мы хотели бы посвятить
не столько рутинным автобиографическим сведениям о юбиляре, сколько раскрытию
загадки успеха этого человека, ставшего образцом для подражания молодёжи. В 1976 г. профессор Кирьякулов
стал заведовать кафедрой анатомии. Человек высочайшей внутренней организации,
Георгий Степанович стал идеальным руководителем, обеспечившим развитие,
укрепление и рост кафедры, которую он возглавлял 36 лет. Попадая на нашу кафедру, проникаешься
духом античности. И это связано не только с уникальным дизайном кафедры,
созданным руками сотрудников по эскизам и идеям профессора Г.С. Кирьякулова, но
и внутренним восприятием красоты и гармонии человеческого тела, воспеваемого в
Древней Греции и онтогенетически развитым в Георгии Степановиче. Это во многом
связано с греческими корнями Георгия Степановича. «Греческая идиллия» царит и в
пределах кафедрального коллектива, славящегося своими добрыми традициями,
сплочённостью в трудные минуты жизни, умением отмечать общие радости и
превращать будни в праздники.
Сам Г.С. Кирьякулов является автором
свыше 420 научных работ, среди которых 27 монографий, научно-библиографических
справочников и учебно-методических пособий, 20 авторских свидетельств на изобретение.
Георгий Степанович является автором таких фундаментальных работ, как:
«Дивертикул Меккеля» (1979), «Врожденные пороки сердца и крупных сосудов» (часть
1 - 1985, часть 2 - 1987),
«Интерпретация двумерной эхокардиограммы» (1989), «Морфометрия сердца в норме»
(1990), «Экспериментальное моделирование врождённых пороков сердца и магистральных
сосудов» (1994), «Клиническая анатомия сердца детей в норме и при врождённых
дефектах межжелудочковой перегородки» (1997), «Анатомия сложных врождённых
пороков сердца» (2000), «Открытый
предсердно-желудочковый канал» (2001), «Артериальная система человека в цифрах
и формулах» (2002).
«Современный Авиценна»
-
Георгий Степанович является моим учителем во многом. В 1966 году на кафедре топографической анатомии я работал лаборантом и буквально с первых дней моими кураторами были назначены – доценты Георгий
Степанович Кирьякулов и Чиганенко Юрий Фёдорович. В то время Георгий Степанович
начал проводить интереснейшие исследования по моделированию пороков сердца. На
тот момент эта тема была необычайна актуальна. Сложность исследований
заключалось в том, что оперировать приходилось на вскрытой грудной клетке и не
было возможности «выключать» сердце. Традиционно при моделировании или закрытии
дефектов перегородок, нужно было иметь аппарат, который бы позволял «выключать» работу сердца, по тем временам это
были первые шаги, ведущие к созданию аппарата искусственного кровообращения,
следовательно, экспериментатор должен был обладать высокой техникой и скоростью
производимых действий в ходе операции. Ведь в среднем за 2-3 минуты нужно было исключать сердце из кровообращения, за это время
выполнить операцию и постараться уйти из полости сердца. Именно в ходе отработки технологии этих операций я и
познакомился более близко с Георгием Степановичем. Сначала я наблюдал за его
работой, потом стал помогать с обработкой анатомического материала сердец эмбрионов, и уже через год я
попробовал себя в качестве помощника. Если сравнивать те операции с сегодняшним
днём, то, наверное, это могла бы быть операция с использованием нанотехнологий.
Последующие
годы работы подтвердили разумность, продуманность этих исследований. Свою
диссертацию Георгий Степанович защищал в Москве в ведущем в СССР институте кардиохирургии им.
Бакулева. В первую очередь хочу
акцентировать внимание, что моё становление в исследовательской деятельности
связано, безусловно, с ним. Дисциплина в научной деятельности и в кардиохирургии играет весомую роль, я бы даже
сказал главенствующую. Он смог нам привить огромное трудолюбие. Нам было не
важно, сколько сегодня пар, значимо
было, то, что после них мы приходили в научный кружок и работали: оперировали
или делали перевязки, вводили антибиотики, писали новые планы. В этом отношении
наше поколение кружковцев воспитывалось на примере руководителя. Что касается аспектов взаимоотношения ученика с учителем, по-моему, они
не меняются уже не одно столетие. На первом плане всегда выступает – взаимопонимание.
Георгий Степанович являлся примером, мы старались копировать его стиль жизни.
Уверен, что если мы сейчас будем усиленно создавать студентам условия для
самостоятельной, многогранной экспериментальной работы, то в скором будущем
будем иметь новое поколение интересных, а в перспективе, не побоюсь этого слова,
и даже выдающихся учёных. Если говорить о главных качествах моего учителя, то
пальма первенства, безусловно, будет отдана его незаурядному уму. На втором
месте окажется его уникальная возможность находить взаимопонимание с разными
людьми, как сейчас модно говорить он - коммуникабельный человек. Третья позиция
– талантливость выдающегося анатома, четвертая – искромётное чувство юмора,
которое очень часто выручало и его и нас в жизни. Пожалуй, я смог бы сравнить нашего
Георгия Степановича с Авиценной, поскольку они оба являются, безусловно –
просветителями. В дальнейшем на своём жизненном пути, я, конечно же, встречал
умных, интересных людей, но вот Георгий Степанович в моей судьбе является, как
первая любовь, он первый, а значит - единственный. В преддверии юбилея я желаю ему
здоровья и ещё раз здоровья.
«Дорога в тысячу ли начинается с
первого шага»
«Ты не Лев Толстой, а диссертация - не «Война и мир», поэтому учись излагать свои
мысли кратко»
- Георгий Степанович Кирьякулов –
особенный человек с многогранным талантом. Впервые я познакомился с ним в 1999 году на вводной
лекции по анатомии человека для студентов первого курса. Читал он её как самый
увлекательный роман, поэтапно освещая историю становления кафедры анатомии
человека и её заведующих. Благодаря этому человеку анатомия представилась мне
не как сумма скучных фактов, которые нужно просто заучить, а как стройная
логическая система, являющаяся базисом для становления всех медицинских
наук. Именно тогда я уже для себя твёрдо
решил: «Буду анатомом, как Г.С. Кирьякулов». Моя мечта стала сбываться после поступления в аспирантуру на кафедру
анатомии человека. Руководителем моей
кандидатской диссертации стал профессор Васильев Владимир Анатольевич - один из
лучших учеников Георгия
Степановича. Как-то, на встрече с проректором по научной работе профессором Уманским В.Я., Георгий
Степанович сказал: «Это мой сын в научном
плане» и указал на моего научного руководителя, далее, повернувшись ко мне в
пол оборота, он произнёс: «А это мой
научный внук, и я хочу его видеть у себя
на кафедре»! Согласитесь, эти слова дорогого стоят. Далее началась учёба в
аспирантуре, поиск темы кандидатского диссертационного исследования. Конечно,
неоценимую помощь в решении этого вопроса мне оказал Георгий Степанович, сделав меня продолжателем научных
традиций кафедры анатомии человека. Так, я начал заниматься анатомией сердца. Помню, как сказал Георгий Степанович золотые
слова: «Ты не Лев Толстой, а диссертация
- не «Война и мир», поэтому учись излагать свои мысли кратко». Стоит отметить, что Георгий Степанович давал
мне ценные советы не только по науке, но и в жизни. Профессор учил меня
настоящей интеллигентности – уважению к человеку любого ранга, скромности,
постоянному духовному обогащению. Все это помогло мне в срок завершить работу
над кандидатской диссертацией и успешно защитить её.
Поздравляя Георгия Степановича с
80-летием, хочу выразить ему свою искреннюю благодарность, пожелать доброго
здоровья, удачи, везения и хорошего настроения.
«Всегда готов прийти на помощь»
Георгий Степанович необычайно
мудрый и добрый человек, он всегда чутко отзывался на просьбы сотрудников
кафедры, и всегда шел коллегам навстречу. Очень дипломатично и справедливо
решал все проблемные и конфликтные моменты в учебном процессе. У него всегда было удивительное качество в
каждом сотруднике видеть изюминку и раскрывать потенциал. От всей души желаю
вам, Георгий Степанович, здоровья, терпения и бодрости духа.