Сегодня нельзя представить кафедру анатомии человека без Кирьякулова Георгия Степановича. Коллеги, проработавшие с ним более пятидесяти лет, говорят, что он по жизни лидер, боец, глубоко порядочный и добрый человек, которому присуща фантастическая энергия и работоспособность, он имеет глубокие знания во многих областях, способен постоянно учиться, всегда готов поддержать  в беде, помочь.

 С Георгием Степановичем я встретилась накануне его восьмидесятилетия, чтобы он рассказал о жизни и работе, о своих учениках. Первое, что замечаешь, войдя в кабинет Георгия Степановича это «почётную доску» с портретами  его учеников. Увидев мою заинтересованность, Георгий Степанович берет инициативу в свои руки и тут же спрашивает: «Узнаёте, кого-нибудь? Это все мои замечательные воспитанники студенческого научного общества: Юрий Думанский, Игорь Зинкович, Эдуард Баринов, Иван Вакуленко, Владимир Васильев, Олег Зенин».

- У вас много учеников, которым вы дали путь в большую научную медицинскую жизнь. Приходит студент на первый курс, можно ли определить его способности к медицине или нет?

 - Желающих заниматься наукой и быть первыми всегда много, но вот потом в процессе работы, экспериментов все и проверяется. Делаем сложные операции на животных, после этого идёт череда бессонных дежурств в ночное время, в итоге у многих теряется интерес. Были и  другие студенты, которые  оставались преданны делу науки. Например, Юрий Думанский, который успевали хорошо учиться, работать на скорой помощи и заниматься в кружке. Также хочу вспомнить студента Эдуарда Баринова, он был одним из сильнейших ребят кружка. Вообще я хочу сказать, если человек серьёзно относится к работе, он и в остальных аспектах жизни не теряет марки. Эдуард всегда был лидером и не только в науке, но и в спорте. Настойчивость таких людей  проявляется и в работе, поэтому рядом с ними не может быть лентяев, они просто не приживаются. Многие старательные студенты  после окончания вуза защитили кандидатские, докторские, стали профессорами. Когда абитуриент поступает в наш вуз и в процессе обучения, освоения предметов проявляет дух трудолюбия и настойчивости, вот из таких в будущем получаются такие медики как Григорий Бондарь, Герой Украины, или проректоры нашего университета: Иван Вакуленко, Игорь Зинкович, это все очень достойные люди.

- Чем нынешние молодые медики отличаются от студентов вашего поколения? О чем вы можете жалеть и наоборот?

- В каждом периоде времени есть и плюсы и минусы. Сейчас студенты меньше остаются после занятий в анатомическом зале, музее, мало делают рисунков. Очень важно, чтобы студенты-медики не были оторваны от общения у постели больного, сейчас у ребят в арсенале имеется огромное количество литературы, в том числе они могут знакомиться с мировыми достижениями, это, безусловно, большой плюс для усвоения новых знаний. Я очень рад, что у нас есть прекрасная университетская клиника, где можно общаться с пациентами, оттачивать своё мастерство непосредственно на приёме, в операционной, именно этот опыт и является бесценным.

- Георгий Степанович, что для вас значит Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького?

- Это вся моя жизнь. Я приехал сюда, когда мне было 17 лет, а сейчас уже 2014 год и мне - 80. После окончания Донецкого медицинского института им М. Горького с 1959 года я стал преподавать оперативную хирургию и топографическую анатомию. Если математика - царица наук, то анатомия - императрица медицины, это базовая наука. Можно любую кафедру реорганизовать, ликвидировать, а анатомия будет вечно. Когда Н. И. Пирогов был в Германии, он удивлялся тому, что немецкие хирурги плохо знают анатомию, очевидно, поэтому под влиянием увиденного возникла его фраза: «Мысль хирурга должна идти впереди ножа».

-Почему решили заниматься медициной?

- У нас в роду до меня врачей не было. Я родился в Володарском районе. Детство пришлось на суровое военное время. Трое суток шла борьба Азовской военной флотилии Черноморского флота за освобождение Мариуполя, в этих боях был сильно ранен мой дядя, которого не смогли спасти. Похоронен он в одном из парков этого города. Мариупольцы увековечили его память и одну из улиц назвали в его честь – улица имени Юрия Богдана. Именно этот эпизод из жизни моей семьи подтолкнул меня заняться медициной. Ведь дядя умер не на поле боя, а после операции. У нас была очень дружная греческая семья: дед, воспитал восемь сыновей и двух дочерей.

- Если бы вам предложили встретиться с медиками прошлого, кого бы выбрали себе в собеседники?

- Николая Ивановича Пирогова.

- За время нашего разговора в кабинет входило много сотрудников кафедры, которые приходили просто с вами поздороваться и сказать, что они рады вас видеть. Как вам удалось настолько сплотить коллектив?

- Прежде всего, нужно самому любить людей и уважительно к ним относиться. В душе у каждого сотрудника много хорошего, главное это разглядеть. Важно жить радостями и бедами своих коллег.

- Смогли бы переехать жить в другую страну, если бы появилась такая возможность?

- Я по натуре домосед, поэтому вряд ли, а вот на время поехать куда-нибудь, конечно, было бы интересно.

- Подводя итог нашего разговора, скажите из каких составляющих, складывается формула успеха медика?

- Положительного результата достигают те, кто отдаётся любимому делу на 100%, не думая о благах.

Теперь я думаю самое время, чтобы о своём учителе,  наставнике рассказали его коллеги, бывшие студенты.

«Учитель, наставник, старший товарищ»
    - Так всегда говорю я о моем учителе Георгии Степановиче Кирьякулове, наставнике и в науке, и в жизни.
    Первое моё знакомство состоялось в 1977 году после окончания лечебного факультета Донецкого медицинского института им. М. Горького. Вместе с Николаем Ивановичем Яблучанским мы вошли в кабинет заведующего кафедрой анатомии Г.С. Кирьякулова. Николай Иванович, с присущей ему открытостью, без подготовки сразу сказал, что просит его взять меня в аспирантуру. Георгий Степанович неторопливо пригласил присесть за рабочий стол, и мы в течение часа обменивались мнениями о новых подходах в морфологии. На то время, наряду с описательными методами в морфологии, начали широко внедряться морфометрия, стереометрия, одним словом, количественные методы в морфологических исследованиях. С этого времени и начался отсчёт моей учёбы в аспирантуре. Чем больше времени я общался с Георгием Степановичем, тем больше я убеждался в его мудрости. Он всегда говорил, что любой новый факт в науке не нужно спешить озвучивать в печати, сначала необходимо проверить самому, осмыслить. А если возникает желание отстаивать свои научные наработки, то их нужно преподносить окружающим с убедительностью, выдержкой и прислушиваться к мнению оппонентов.
    Нам в начале казалось чересчур излишней медлительность шефа, как мы его называли, но время показало правильность такого подхода и не только в науке, но и в жизни. Георгий Степанович является хорошим аналитиком, этому всегда учил и нас, его учеников.
    Особенно запомнились совместные поездки на съезды, проводимые в Виннице, Полтаве, где нас, молодых преподавателей наш учитель  знакомил с видными и знаменитыми морфологами М.Г Привесом, В.В. Куприяновым, М.Р. Сапиным, В.В. Бобиным, Героем Советского Союза Е.А. Дыскиным и многими другими.
     Особенно уважительно и всегда с выдержкой Георгий Степанович относится  к студентам, и нам всегда говорит, что анатомия это та наука, которая требует к себе постоянного внимания, повторения. Что удивительно, чем больше ее учишь, тем больше убеждаешься, что не все знаешь, и это побуждает к новым познаниям, мотивации к более глубокому её изучению.
  Дорогой Георгий Степанович, примите искренние поздравления с Днём рождения, спасибо Вам за уроки мудрости, воспитания в нас душевности, отзывчивости, колоритного восприятия окружающего мира.

Доктор медицинских наук, профессор,
п
роректор по воспитательной работе и вопросам гуманитарного образования,
заведую
щего 
кафедрой радиологии
Иван Петрович Вакуленко.

«Обладает умением увидеть талант и помогает ему раскрыться»
    - На сегодняшний день в Украине среди морфологов и кардиохирургов нет ни одного научного сотрудника, который не знал бы Георгия Степановича. Любой человек, которому посчастливилось быть знакомым с профессором Кирьякуловым Г. С., сохраняет его в своём сердце навсегда. Зная Георгия Степановича на протяжении десятков лет, можно сказать точно, что тайна его популярности кроется не столько в том, что профессор Кирьякулов – известный учёный, а в том, что он – Личность, которая обладает огромным обаянием и глубокой проницательностью мудреца с кристальной чистотой души, умеет видеть и ценить в человеке – Человека.
   Эти строки мы хотели бы посвятить не столько рутинным автобиографическим сведениям о юбиляре, сколько раскрытию загадки успеха этого человека, ставшего образцом для подражания молодёжи. В 1976 г. профессор Кирьякулов стал заведовать кафедрой анатомии. Человек высочайшей внутренней организации, Георгий Степанович стал идеальным руководителем, обеспечившим развитие, укрепление и рост кафедры, которую он возглавлял 36 лет. Попадая на нашу кафедру, проникаешься духом античности. И это связано не только с уникальным дизайном кафедры, созданным руками сотрудников по эскизам и идеям профессора Г.С. Кирьякулова, но и внутренним восприятием красоты и гармонии человеческого тела, воспеваемого в Древней Греции и онтогенетически развитым в Георгии Степановиче. Это во многом связано с греческими корнями Георгия Степановича. «Греческая идиллия» царит и в пределах кафедрального коллектива, славящегося своими добрыми традициями, сплочённостью в трудные минуты жизни, умением отмечать общие радости и превращать будни в праздники.
    Сам Г.С. Кирьякулов является автором свыше 420 научных работ, среди которых 27 монографий, научно-библиографических справочников и учебно-методических пособий, 20 авторских свидетельств на изобретение. Георгий Степанович является автором таких фундаментальных работ, как: «Дивертикул Меккеля» (1979), «Врожденные пороки сердца и крупных сосудов» (часть 1 - 1985, часть 2 - 1987), «Интерпретация двумерной эхокардиограммы» (1989), «Морфометрия сердца в норме» (1990), «Экспериментальное моделирование врождённых пороков сердца и магистральных сосудов» (1994), «Клиническая анатомия сердца детей в норме и при врождённых дефектах межжелудочковой перегородки» (1997), «Анатомия сложных врождённых пороков сердца» (2000),  «Открытый предсердно-желудочковый канал» (2001), «Артериальная система человека в цифрах и формулах» (2002).

    Георгий Степанович -  учитель по призванию, он представляет собой уникальный пример человека, обладающего умением увидеть талант, помочь ему раскрыться, наметить перспективы и направления роста, не боясь конкуренции. Кафедра анатомии является одной из немногих, где выросло 5 докторов наук, ставших профессорами – и все работы выполнены под руководством профессора Кирьякулова Г.С. Многие из его учеников стали профессорами и известными учёными, возглавляют кафедры и курсы. 

Координатор учебно-методического отдела ДонНМУ,
профессор кафедры анатомии человека

Раиса Васильевна Басий.

 


«Современный Авиценна»
    
- Георгий Степанович является моим учителем во многом. В 1966 году  на кафедре топографической анатомии я  работал лаборантом и буквально с первых дней моими кураторами были назначены – доценты Георгий Степанович Кирьякулов и Чиганенко Юрий Фёдорович. В то время Георгий Степанович начал проводить интереснейшие исследования по моделированию пороков сердца. На тот момент эта тема была необычайна актуальна. Сложность исследований заключалось в том, что оперировать приходилось на вскрытой грудной клетке и не было возможности «выключать» сердце. Традиционно при моделировании или закрытии дефектов перегородок, нужно было иметь аппарат, который бы позволял  «выключать» работу сердца, по тем временам это были первые шаги, ведущие к созданию аппарата искусственного кровообращения, следовательно, экспериментатор должен был обладать высокой техникой и скоростью производимых действий в ходе операции. Ведь в среднем за 2-3 минуты нужно было исключать сердце из кровообращения, за это время выполнить операцию и постараться уйти из полости сердца. Именно в ходе  отработки технологии этих операций я и познакомился более близко с Георгием Степановичем. Сначала я наблюдал за его работой, потом стал помогать с обработкой анатомического материала сердец эмбрионов, и уже через год я попробовал себя в качестве помощника. Если сравнивать те операции с  сегодняшним днём, то, наверное, это могла бы быть операция с использованием нанотехнологий. Последующие годы работы подтвердили разумность, продуманность этих исследований. Свою диссертацию Георгий Степанович защищал в Москве в ведущем в СССР институте кардиохирургии им. Бакулева. В первую очередь хочу акцентировать внимание, что моё становление в исследовательской деятельности связано, безусловно, с ним. Дисциплина в научной деятельности и в кардиохирургии играет весомую роль, я бы даже сказал главенствующую. Он смог нам привить огромное трудолюбие. Нам было не важно, сколько сегодня пар, значимо было, то, что после них мы приходили в научный кружок и работали: оперировали или делали перевязки, вводили антибиотики, писали новые планы. В этом отношении наше поколение кружковцев воспитывалось на примере руководителя. Что касается аспектов  взаимоотношения ученика с учителем, по-моему, они не меняются уже не одно столетие. На первом плане всегда выступает – взаимопонимание. Георгий Степанович являлся примером, мы старались копировать его стиль жизни. Уверен, что если мы сейчас будем усиленно создавать студентам условия для самостоятельной, многогранной экспериментальной работы, то в скором будущем будем иметь новое поколение интересных, а в перспективе, не побоюсь этого слова, и даже выдающихся учёных. Если говорить о главных качествах моего учителя, то пальма первенства, безусловно, будет отдана его незаурядному уму. На втором месте окажется его уникальная возможность находить взаимопонимание с разными людьми, как сейчас модно говорить он - коммуникабельный человек. Третья позиция – талантливость выдающегося анатома, четвертая – искромётное чувство юмора, которое очень часто выручало и его и нас  в жизни. Пожалуй, я смог бы сравнить нашего Георгия Степановича с Авиценной, поскольку они оба являются, безусловно – просветителями. В дальнейшем на своём жизненном пути, я, конечно же, встречал умных, интересных людей, но вот Георгий Степанович в моей судьбе является, как первая любовь, он первый, а значит -  единственный. В преддверии юбилея я желаю ему здоровья и ещё раз здоровья.

Доктор  медицинских наук, професор,
заведующий  кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии
Баринов Эдуард Федорович.

 

«Дорога в тысячу ли  начинается с первого шага»

 -Первое моё знакомство с Георгием Степановичем произошло в 1984 году, когда я пришёл на кафедру анатомии человека. Тогда мной руководило непреодолимое желание заниматься научно-исследовательской работой. Изначально я попал в группу ассистента кафедры Владимира Евгеньевича Шляховера , он как раз и познакомил меня с Георгием Степановичем. Одним из важных доказательств уважения студентов по отношению к преподавателям выражается в том, что их называют  по имени и отчеству, а не придумывают какие-то другие обращения. Георгия Степановича всегда называли только так. Заведующий кафедрой дважды выступал в роли моего научного руководителя. Двери его кабинета всегда были открыты для студентов и преподавателей, кроме того, я в любое время мог ему позвонить и обсудить не только рабочие, но и житейские моменты. Многие известные высказывания, я услышал именно из его уст, особенно одна китайская пословица стала для меня символичным девизом в жизни: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага». Ещё Георгий Степанович ценен для всех нас своим дипломатическим талантом, он всегда мог в сложной ситуации найти правильное решение, при этом не ущемлялись интересы ни одной стороны. Своей докторской диссертацией и в том что, я её успешно завершил, безусловно, большая заслуга Георгия Степановича, он очень по-отечески всегда ко мне относился. Накануне юбилея я желаю своему учителю, чтобы он как можно дольше жил и передавал свой бесценный опыт молодому поколению. У Георгия Степановича всегда был любимый вопрос: «Что ты сделал полезного для кафедры?», хотелось бы, чтобы у каждого нашего сотрудника нашёлся достойный ответ.

Заведующий кафедрой анатомии человека,
доктор медицинских наук, профессор
Олег Константинович Зенин.

 

 

«Ты не Лев Толстой, а диссертация -  не «Война и мир», поэтому учись излагать свои мысли кратко»
 
- Георгий Степанович Кирьякулов – особенный человек с многогранным талантом. Впервые я познакомился с ним в 1999 году на вводной лекции по анатомии человека для студентов первого курса. Читал он её как самый увлекательный роман, поэтапно освещая историю становления кафедры анатомии человека и её заведующих. Благодаря этому человеку анатомия представилась мне не как сумма скучных фактов, которые нужно просто заучить, а как стройная логическая система, являющаяся базисом для становления всех медицинских наук. Именно тогда я уже для себя твёрдо решил: «Буду анатомом, как Г.С. Кирьякулов». Моя мечта стала сбываться после поступления в аспирантуру на кафедру анатомии человека. Руководителем моей кандидатской диссертации стал профессор Васильев Владимир Анатольевич - один из лучших учеников Георгия Степановича. Как-то, на встрече с проректором по научной работе профессором Уманским В.Я., Георгий Степанович сказал: «Это мой сын в научном плане» и указал на моего научного руководителя, далее, повернувшись ко мне в пол оборота, он произнёс: «А это мой научный внук, и я хочу его видеть у себя на кафедре»! Согласитесь, эти слова дорогого стоят. Далее началась учёба в аспирантуре, поиск темы кандидатского диссертационного исследования. Конечно, неоценимую помощь в решении этого вопроса мне оказал Георгий Степанович, сделав меня продолжателем научных традиций кафедры анатомии человека. Так, я начал заниматься анатомией сердца. Помню, как сказал Георгий Степанович золотые слова: «Ты не Лев Толстой, а диссертация - не «Война и мир», поэтому учись излагать свои мысли кратко». Стоит отметить, что Георгий Степанович давал мне ценные советы не только по науке, но и в жизни. Профессор учил меня настоящей интеллигентности – уважению к человеку любого ранга, скромности, постоянному духовному обогащению. Все это помогло мне в срок завершить работу над кандидатской диссертацией и успешно защитить её.
    Поздравляя Георгия Степановича с 80-летием, хочу выразить ему свою искреннюю благодарность, пожелать доброго здоровья, удачи, везения и хорошего настроения.

Ассистент кафедры анатомии человека,
кандидат медицинских наук
Анатолий Евгеньевич Малов.

 

«Всегда готов прийти на помощь»
    
Георгий Степанович необычайно мудрый и добрый человек, он всегда чутко отзывался на просьбы сотрудников кафедры, и всегда шел коллегам навстречу. Очень дипломатично и справедливо решал все проблемные и конфликтные моменты в учебном процессе.  У него всегда было удивительное качество в каждом сотруднике видеть изюминку и раскрывать потенциал. От всей души желаю вам, Георгий Степанович, здоровья, терпения и бодрости духа.

Доцент кафедры анатомии человека,
кандидат биологических наук
Наталья Васильевна Ковальчук.