Как называется определенный период всемирной истории, соответствующий ведущей для этого времени тенденции общественного развития?
А. Историческая епоха *
В. Историческая культура
С. История страны
Д. История народа
Е. История нации

История развития общества формируется в определенных типах. Какой из перечисленных вариантов является первым типом?
А. Индустриальный
В. Цивилизационный
С. Формационный *
Д. Эксплуатационный
Е. Капиталистический

Противоречия между производительными силами и производственными отношениями составляют источник и движущую силу в обществе. Какую сторону общественной жизни они представляют?
А. Культуру
В. Мораль
С. Производство
Д. Развитие *
Е. Экономику

История развития общества испытывает на себе воздействие ряда факторов, которые могут стимулировать или тормозить развитие. Что обусловливает такое двоякое воздействие?
А. Климат
В. Полезные ископаемые
С. Географическое положение *
Д. Флора
Е. Фауна

В основе классового общества лежат социальные противоречия, которые не могут быть решены существующими регулятивными механизмами. Что возникает с целью регуляции противоречий?
А. Политика
В. Мораль
С. Государство *
Д. Правительство
Е. Право

Разумно организованная  и целенаправленная деятельность больших групп людей имеет многообразие отношений. Что образуют такие группы людей, объединенные совместным договором?
А. Страну
В. Государство
С. Нацию
Д. Класс
Е. Общество *

Общество – система исторически складывающихся определенных форм взаимодействия и взаимоотношений между людьми. В процессе  чего эта система складывается?
А. Общения
В. Деятельности *
С. Практики
Д. Культуры
Е. Истории

Исторический процесс имеет смысл и цель. Что выступает центральным звеном в определении этих целей и смысла?
А. Государство
В.  Политика
С.  Лидер
Д.  Правитель
Е.  Человек *

Исторический процесс всегда есть единство и различие общего и особенного, повторяющегося и неповторяющегося, прогресса и регресса. На что  это указывает в развитии общества?
А. Логику
В. Историю
С. Сущность
Д. Диалектику *
Е. Природу

Философия включает учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, общества и познания. Как оно называется?
А. Метафизика
В. Диалектика *
С. Эклектика
Д. Софистика
Е. Риторика

Диалектика представляет собой универсальное философское учение. Укажите, чем еще она является.
А. Законом
В. Принципом развития
С. Уровнем познания
Д. Методом мышления *
Е. Принципом связи

Диалектика содержит два основополагающих принципа, одним из которых является принцип всеобщей связи. Как называется другой ее принцип?
А. Логичности
В. Развития *
С. Конкретности
Д. Историчности
Е. Всесторонности

Диалектика содержит два основополагающих принципа, один из которых - принцип развития. Как называется второй принцип?
А. Логичности
В. Конкретности
С. Историчности
Д. Всеобщей связи *
Е. Всесторонности

Диалектический метод имеет альтернативный метод, который объединяет, упрощает и сводит многообразие связей к одному типу. Как он называется?
А. Эклектика
В. Софистика
С. Риторика
Д. Догматизм
Е. Метафизика *

Категории философии значительно отличаются от категорий частных наук. В чем состоит специфичность категорий философии?
А. Фундаментальности
В. Универсальности *
С. Многообразии
Д. Сложности
Е. Сущности

Философские категории являются взаимозависимыми, взаимосвязанными. В чем это выражается?
А. В многообразии
В. В сложности
С. В парности *
Д. В многочисленности
Е. В конкретности

Диалектический метод имеет альтернативный метод, который беспринципно объединяет в единое целое несовместимые между собой идеи, связи, отношения. Как он называется?
А. Риторика
В. Метафизика
С. Догматизм
Д. Эклектика *
Е. Софистика

Диалектический метод имеет альтернативный метод, при котором сознательно используются неправильные доводы, уловки, внешне выступающие как правильные. Как он называется?
А. Метафизика
В. Софистика *
С. Эклектика
Д. Догматизм
Е. Риторика

В основе любой науки лежит система наиболее общих понятий, отражающих существенные закономерные связи между процессами и явлениями. Как они называются?
А. Законы
В. Принципы
С. Категории *
Д. Теории
Е. Аксиомы

Особенность философских категорий заключается в их парности. Какая пара у категории «содержание»?
А. Случайность
В. Сущность
С. Явление
Д. Форма *
Е. Следствие

Главная особенность философских категорий состоит в их парности. Какая пара соответствует категории «сущность»?
А. Причина
В. Следствие
С. Содержание
Д. Форма
Е. Явление *

Философские категории парные. Какая пара соответствует категории «необходимость»?
А. Возможность
В. Случайность*
С. Действительность
Д. Явление
Е. Следствие

Парность философских категорий проявляется в их взаимозависимости, взаимосвязи. Какая пара у категории «явление»?
А. Сущность *
В. Форма
С. Содержание
Д. Следствие
Е. Действительность

«Каждый индивидуальный организм связан с видом» - диалектика каких категорий отражена в данном утверждении?
А. Причина и следствие
В. Единичное и общее *
С.
Д. Всеобщее и особенное
Е. Элемент и система

Категория диалектики является формой проявления особого метода. Какой этот метод?
А. Метафизический
В. Аксиоматический
С. Логический
Д. Исторический
Е. Диалектический *

В философии есть учение, в котором мир – это связанное целое, единство многообразия. Как оно называется?
А. Метафизика
В. Риторика
С. Диалектика *
Д. Софистика
Е. Эклектика

Принципы диалектики используются и в медицине. Какой из них характеризует необратимые изменения и возникновение нового качества?
А. Изменение
В. Развитие *
С. Движение
Д. Связь
Е. Всесторонность

Единство количества и качества составляет особое терминальное состояние, особую категорию. Как она называется?
А. Объем
В. Мера *
С. Часть
Д. Масса
Е. Необходимое количество

Один из законов диалектики закон - отрицание отрицания. Что он характеризует?
А. Механизм развития
В. Качество развития
С. Направление развития *
Д. Источник развития
Е. Результат развития

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные имеет свое значение. Что он позволяет понять в развитии?
А. Направление
В. Качество
С. Механизм *
Д. Результат
Е. Источник

Закон единства и борьбы противоположностей имеет свое значение. На что он указывает в процессе развития?
А. Механизм
В. Качество
С. Направление
Д. Результат
Е. Источник *

Содержание закона единства и борьбы противоположностей раскрывается посредством категорий. Какая категория характеризует исключающие  друг друга несовпадающие признаки объекта?
А. Скачок
В. Отрицание
С. Сохранение
Д. Уничтожение
Е. Противоположности *

Содержание законов диалектики раскрывается посредством категорий. Какой закон раскрывает категория «мера»?
А. Единства и борьбы противоположностей
В. Взаимоперехода количественных и качественных  изменений *
С. Отрицание отрицания
Д. Диалектического противоречия
Е. Сохранение энергии

Диалектика имеет структуру, в которую входят принципы и законы. Что еще входит в ее структуру?
А. Факты
В. Категории *
С. Аксиомы
Д.  Теории
Е. Гипотезы

Одна из категорий диалектики характеризуется уничтожением и сохранением. Какая это категория?
А. Движение
В. Изменения
С. Скачок
Д. Отрицание *
Е. Противоречие

Одна из философских позиций отстаивает мысль о первичности сознания по отношению  к материи. Какая это позиция?
А. Дуализм
В. Идеализм *
С. Материализм
Д. Монизм
Е. Плюрализм

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Какая позиция отражает данное утверждение?
А. Дуализм
В. Монизм
С. Идеализм
Д. Плюрализм
Е. Материализм *

Существует философская позиция, рассматривающая сознание и тело как независимые друг от друга начала. О какой позиции идет речь?
А. Идеализм
В. Монизм
С. Материализм
Д. Плюрализм
Е. Дуализм *

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не  поддающихся в данный момент контролю сознания. Кто впервые провел концептуальный анализ указанного понятия?
А. Платон
В. Аристотель
С. К. Юнг
Д. Э. Фромм
Е. З. Фрейд *

Согласно концепции З. Фрейда, существует уровень в человеческой психике, являющийся особой морально-критической инстанцией, опирающийся на общественные нормы, ценности и идеалы.  О каком уровне идет речь?
А. Оно
В. Я
С. Эго
Д. Сверх-Я *
Е. Ид

Согласно концепции З. Фрейда, один из уровней человеческой психики содержит  влечения и инстинкты. Что это за уровень?
А. Сознание
В. Бессознательное *
С.  Самосознание
Д. Я
Е. Сверх-Я

Согласно концепции З. Фрейда, в психике человека существует уровень, являющийся посредником между влечениями человека и внешней реальностью. Какой это уровень?
А. Оно
В. Самосознание
С. Бессознательное
Д. Сознание *
Е. Сверх-Я

Сущность языка выражается в основных его функциях. В какой из них выражена способность языка называть вещи и явления?
А. Номинативной *
В. Познавательной
С. Информативной
Д. Коммуникативной
Е. Знаковой

Общественное сознание делится на обыденное и научное. Какими структурами сознания они являются?
А. Сферами
В. Типами
С. Видами
Д. Формами
Е. Уровнями *

Сознание не фиксируется с помощью приборов или индикаторов, не подлежит чувственному наблюдению. Какое свойство сознания это характеризует?
А. Виртуальность
В. Идеальность *
С. Социальность
Д. Материальность
Е. Духовность

Сознание является объектом изучения многих наук. Какая из них рассматривает сознание как функцию мозга?
А. Психология
В. Философия
С. Биология
Д. Социология
Е. Нейрофизиология *

Установлено, что мозг дифференцирован на различные области, обладающие функциональным своеобразием. За что отвечает правое полушарие?
А. Образное мышление *
В. Логика
С. Рациональное мышление
Д. Счет
Е. Речь

Установлено, что мозг дифференцирован на различные области, обладающие функциональным своеобразием. За что отвечает левое полушарие?
А. Образное мышление
В. Эмоции
С. Ассоциации
Д. Чувства
Е. Логическое мышление *

Тема « Процесс научного познания  и теория истины»

Процесс научного познания раскрывает сущность явления, закономерности, выдвигает гипотезы. Какой уровень выполняет такую роль?
А. Исходный   
В. Теоретический *
С. Технологический
Д. Эмпирический
Е. Рациональный

В научном познании устанавливается связь «смыслов» через отношения и «значений». На каком уровне это осуществляется?
А. Теоретическом *
В. Эмпирическом
С. Чувственном
Д. Рациональном
Е. На всех

Элементы познания отличаются друг от друга. Какой из них включает ограниченную часть объективной и субъективной реальности и является интересом субъекта познания?
А. Субъект
В. Объект *
С. Истина
Д. Знание
Е. Метод

Познание как процесс имеет свои этапы. Что является его источником и конечной целью?
А. Истина
В. Знание  
С. Эксперимент
Д. Практика *
Е. Теория

В познании есть теоретический уровень. К чему приводит его абсолютизация?
А. Сенсуализму
В. Агностицизму
С. Объективизму
Д. Рационализму *
Е. Идеализму

Процесс научного познания накапливает информацию, осуществляет описание, классификацию. На каком уровне это происходит?
А. Первичном
В. Заключительном
С. Эмпирическом *
Д. Теоретическом
Е. Технологическом

Теоретический уровень научного познания дает знания. Посредством чего получают знания на этом уровне?
А. Эксперимента
В. Опыта
С. Абстрактного мышления *
Д. Чувственного восприятия
Е. Ощущения

Методы, применяющиеся в ряде наук,  относятся к определенному уровню. Какие это методы?
А. Общие *
В. Всеобщие
С. Дисциплинарные
Д. Универсальные
Е. Специальные

Результат процесса познания как целостная система логически взаимосвязанных теоретических утверждений представляет метод познания. Какой это метод?
А. Индукция
В. Эксперимент
С. Дедукция
Д. Моделирование *
Е. Формализация

В научном познании есть путь, на котором осуществляется решение сформулированных познавательных задач. Что является этим путем?
А. Метод *
В. Цель
С. Уровень
Д. Сущность
Е. Явление

Методы научного познания имеют свою классификацию. К какому её уровню относятся методы, использующиеся в каждой научной области знания?
А. Общие
В. Междисциплинарные
С. Дисциплинарные
Д. Специальные *
Е. Всеобщие

Есть методы научного познания, которые отражают предельно общие законы мира, действующие в природе, обществе, мышлении. Как они классифицируются?
А. Всеобщие *
В. Общие
С. Специальные
Д. Экспериментальные
Е. Познавательные

Структурообразующий процесс обобщает факты, организует отдельное в единое, объединяет в единое логическое целое. Какой это метод познания?
А. Моделирование
В. Дедукция
С. Обобщение
Д. Индукция *
Е. Эксперимент

Математический, статистический и моделирование - это методы, относящиеся к одному уровню методов. Какой это уровень?
А. Дисциплинарный
В. Общий *
С. Всеобщий
Д. Специальный
Е. Универсальный

Познание – совокупность процессов, благодаря которым человек получает и анализирует информацию о мире и о себе самом.  Оно возможно при наличиии нформационной деятельности. Укажите какая еще деятельность необходима для полноты знания.
А. Производственная                                    
В. Практическая                              
С. Умственная *
Д. Духовная
Е. Материальная

Отношения в познании содержат компоненты. Таковыми являются субъект, объект. Укажите какой компонент к ним относится.
А. Знания *
В. Суждения
С. Понятия
Д. Истина
Е. Практика

Ограничение познания связано с абсолютизацией одного из уровней.  К чему мы приходим если  учитывается только теоретический уровень?
А. Истине
В. Сенсуализму
С. Технократизму
Д. Рационализму *
Е. Эмпиризму

Познание имеет результат. Что является таковым?
А. Знание *
В. Ценности
С. Идеалы
Д. Принципы
Е. Методы

Воспроизведение объекта таким как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания - результат познания. В чем он проявляется?
А. Истине *
В. Заблуждении
С. Практике
Д. Опыте
Е. Теории

Научное познание развивает и совершенствует концептуальные средства науки, творчески конструирует новые понятия «теоретического мира». Какая это сторона познания?
А. Цель  *
В. Сущность
С. Явление
Д. Метод
Е. Гипотеза

Система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки, представляет метод. К какому виду он относится?
А. Всеобщему
В. Специальному
С. Научному
Д. Общему
Е. Дисциплинарному *

Универсальные методы научного познания применяются во всех без исключения науках. Какая область знания их вырабатывает?
А. Этика                                           
В. Искусство                                      
С. Наука
Д. Философия *
Е. История

Природу познания, возможности, условия, механизмы, принципы познавательной деятельности человека исследует философия. Какой раздел философии это изучает?
А. Аксиология
В. Гносеология *
С. Антропология
Д. Онтология
Е. Методология

В познании проверяется и определяется соответствие знаний, целей объективной действительности. Что является средством проверки этого?
А. Субъект  
В. Объект
С. Практика *
Д. Идеи
Е. Методы

Проследить прошлое объекта, заглянуть в будущее объекта, предсказать открытия, прогнозировать процесс развития позволяет одно из средств познания. Назовите его.
А. Опыт
В. Моделирование *
С. Эксперимент
Д. Практика
Е. Дедукция

В науке есть этап, где научные положения устанавливаются на основе действий с идеализированными объектами и получают эмпирическую интерпретацию. Назовите этот этап.
А. Теоретическое моделирование   *                                        
В. Эксперимент  
С. Опытные данные
Д. Гипотеза
Е. Теория

В сновидениях, гипнотических состояниях, в фактах нашего поведения: описках, оговорках, неправильных движениях – находит выражение один из уровней психики человека, по Фрейду. Что является таким уровнем?
А. Сознательное
В. Самосознание
С. Подсознание
Д. Архитип
Е. Бессознательное *

Личность признается первичной творческой реальностью и наивысшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности высшей личности. Это идеи какой философии?
А. Неотомизма
В. Персонализма *
С. Атеизма  
Д. Неокантианства    
Е. Прагматизма             
 
Бытие – одна из основных категорий в философии. Как данная категория  в философии определяется?
А. Все предметы
В. Объективная реальность
С. Все в жизни человека
Д. Все сущностное и существующее *
Е. Объективные процессы

Организмы, структуры, вещи, человеческие индивиды описывают мир. Чем они являются в мире?
А. Материей
В. Обществом
С. Бытием *
Д. Временем
Е. Пространством

Бытие отдельного человека представлено диалектикой. Одной стороной  диалектического единства является тело.  Укажите вторую сторону.
А. Сознание
В.  Эмоции
С. Мышление
Д. Чувства
Е. Дух *

Природа в целом бесконечна в пространстве и времени. Какая это форма бытия?
А.  Бытие первой природы *
В. Бытие второй природы
С. Бытие человека
Д. Духовное бытие
Е. Объективированное бытие

Материя имеет свои формы существования. Одна из форм -  время. Что еще является ее формой?
А. Общество
В. Труд
С. Пространство *
Д. Движение
Е. Покой

Материя имеет способ существования. В она чем существует?
А. Движении *
В. Времени
С. Пространств
Д. Покое
Е. Информации

Одним из видов бытия является материя. Что в философии под ней понимают?
А. Объективность сознания
В. Объективные факты
С. Материальные вещи
Д. Объективную реальность *
Е. Материальные процессы

Материя как философская категория имеет своё значение. Назовите ее значение.
А. Существование объективной реальности *
В. Всё существующее
С. Исторические процессы
Д. Жизнь человека
Е. Всё существующее в сознании
 
Всеобщее свойство материи заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений в процессе взаимодействия различных систем.  Как оно называется?
А. Отражение *
В. Ощущение
С. Восприятие
Д. Раздражимость
Е. Реакция

Саморегуляция и самоорганизация – стороны процесса движения. Каким системам  они присущи?
А. Компьютерным
В. Социальным
С. Космическим
Д. Биологическим *
Е. Экономическим

Одним из состояний бытия является информация. Ее процессы можно отнести к материальным объектам.  Назовите к каким объектам она относится.
А.Природным
В. Общественным
С. Социальным
Д. Идеальным *
Е. Духовным

Живые организмы из-за иерархичности организации систем биологических часов обгоняют время. Что в этом им помогает?
А. Среда обитания
В. Питание
С. Приспособление *
Д. Особенность системы
Е. Самоорганизация

Движение имеет свои виды. Один из  видов характеризуется изменением качественного состояния предмета. Как называется такое изменение?
А. Прогрессом
В. Регрессом
С. Покоем
Д. Развитием *
Е.  Процессом

Перемещение тела в пространстве описывает определенную форму движения.  Какая это форма движения?
А. Химическая
В. Физическая
С. Механическая *
Д. Социальная
Е. Историческая

Изменение свойств, отношений и состояний объектов, любое взаимодействие описывает какой-то процесс. Что является таким процессом?
А. Застой
В. Покой
С. Развитие
Д. Движение *
Е. Сохранение

Симметрия – асимметрия, лево – право – это характеристики одного вида пространства. Что они описывают?
А .Биологическое пространство *
В. Социальное пространство
С. Географическое положение
Д. Систему координат
Е. Физическое пространство

Каждый вид времени имеет свою исходную, мельчайшую единицу измерения. Что  является таковым для физического времени?
А.Час
В. Секунда *
С. Исторический период
Д. Время жизни тела
Е. Век

Объекты имеют качественные и количественные характеристики. Характеристикой чего является высота, ширина, размер объектов?
А. Движения
В. Пространства *
С. Времени
Д. Человека
Е. Общества

Знания о  социальном времени необходимы для своевременного разрешения  противоречий в обществе и гармонизации общественных отношений. Какой его  характер в этом проявляется ?
А. Исторический  
В. Гуманистический  *
С. Творческий
Д. Логический
Е. Идеалистический
                                              Тема «Бытие человека»

Комплексный характер и длительный период становления человека в обществе – это важнейшие стороны решения проблемы человека. Что обеспечивает   единство такого процесса?
А. Антропогенез                                       
В. Антропосоциогенез *                            
С. Антропологизм
Д. Социогенез
Е. Филогенез

Живым системам присущ принцип организации. Что является высшей его ступенью?
А. Группа                                                  
В. Коллектив                                            
С. Общность
Д. Человеческое общество *
Е. Популяция

В философии ставится и решается проблема человека разносторонне. Одним из решений её – это антропоцентризм. Что согласно этого подхода является центром мира?
А. Материя                                                
В. Человек *
С. Бытие
Д. Сознание
Е. Природа

Центральным понятием в антропологии выступает «человек». Что фиксирует это понятие?
А. Отличие от всего другого                     
В. Особый вид живых существ                 
С. Способность общаться
Д. Родовые черты
Е. Способность быть разумным *

Качества человека как человека обусловлены исключительно социальными причинами. Как называется такая позиция?
А. Идеологизмом
В. Социологизмом *
С. Либерализмом
Д. Этатизмом
Е. Атеизмом

Бытие личности проявляется многогранно. Что является ее отличительным признаком?
А. Характер                                              
В. Темперамент                                        
С. Социальная роль *
Д. Моральные принципы
Е. Духовность

Социально значимые качества: взгляды, способности, интересы – одна из характеристик человека.  Какую сущность человека она описывает?
А. Индивида
В. Индивидуальности
С. Личности *
Д. Знаменитости
Е. Лидера

Личность самоопределяется в жизни, может осознанно и целенаправленно действовать, реализуя свой потенциал. Благодаря чему это возможно?
А. Сознанию  
В. Мышлению
С. Деятельности
Д. Мировоззрению *
Е. Воли

Есть система ценностей,  в которой воплощаются исторически жизненные смыслы саморазвития человечества.  Какие это ценности?
А. Индивидуальные                               
В. Культурные                                         
С. Общечеловеческие *
Д. Групповые
Е. Национальные

Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других
а) Индивидуальность *
б) Персона
в) Человек
г) Личность

Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка
а) Совесть
б) Сознание
в) Чувства
г) Разум *

Индивидуальное сознание – это
а) Выражение повседневных нужд и потребностей людей
б) Отражение индивидуального бытия конкретной личности *
в) Система знания, присущая выдающейся личности
г) Психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека

Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает
а) Индивидуализм *
б) Коллективизм
в) Субъективизм
г) Агностицизм

Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для:
а) Коллективизма *
б) Анархизма
в) Индивидуализма
г) Либерализма

Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе:
а) О приоритете материальных, либо духовных потребностей
б) О взаимодействии и соотношении генов и воспитания *
в) О формах борьбы за существование в человеческом обществе
г) О соотношении сознательных и бессознательных факторов в детерминации человеческих поступков

Понятие общественно-экономической формации принадлежит
а) Позитивизму
б) Марксизму *
в) Фрейдизму
г) Экзистенциализму

Общественно-экономическая формация – это
а) Общество с присущей ему формой правления
б) Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой *
в) Локальная замкнутая цивилизация
г) Совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве

Антропосоциогенез – это:
а) Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре
б) Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума
в) Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества
г) Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы *

Постепенные изменения в обществе и природе:
а) Революция
б) Стагнация
в) Инфляция
г) Эволюция *

Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному:
а) Прогресс
б) Регресс *
в) Революция
г) Стагнация

Общественный прогресс – это
а) Уровень развития общества
б) Состояние общества в целом на определенном этапе развития
в) Поступательное движение общества от простых форм к более сложным *
г) Производственное развитие

Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени
а) Революция *
б) Реформа
в) Движение
г) Эволюция

Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных шести типов общностей, назван здесь неверно?
а) Этнические
б) Территориальные
в) Профессиональные
г) Государственные *
д) Демографические
е) Классовые

Общественное сознание – это
а) Сумма множества индивидуальных сознаний
б) Отражение общественного бытия *
в) Теория, выдвинутая идеологами для оправдания политики своего класса  
г) Совокупность привычек, обычаев традиций

Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?
а) Теология *
б) Наука
в) Философия
г) Мораль

Что производится в рамках духовной сферы общества? Дайте наиболее полный и точный ответ.
а) Эстетические и художественные ценности
б) Информация и духовные значения *
в) Интеллектуальные услуги
г) Научные и религиозные знания

Идеология -- это
а) Наука о наиболее общих законах развития природы и общества
б) Система взглядов на мир в целом
в) Теоретическое выражение интересов той или иной группы людей *
г) Совокупность индивидуальных сознаний

Идеология относится к
а) Материально-производственной сфере
б) Социальной сфере *
в) Научной сфере
г) Духовной сфере

Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений
а) Общественное сознание
б) Общественное бытие
в) Общественная психология *
г) Общественная идеология

Интерес -- это
а) Конкретизированная, осознанная потребность *
б) Потребность в материальных благах
в) Потребность в духовных ценностях и информации
г) Неосознаваемое желание, стремление

Интерес к живописи является конкретизацией
а) Эстетической потребности *
б) Нравственной потребности
в) Религиозной потребности
г) Познавательной потребности

Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»
а) техника
б) цивилизация
в) практика
г) культура *

К важнейшим функциям культуры нельзя отнести
а) Функцию преемственности
б) Адаптивную (защитную) функцию
в) Воспитательную функцию
г) Деструктивную функцию *

Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:
а) формационному подходу
б) цивилизационному подходу *
в) культурологическому подходу
г) марксистскому подходу

Глобальные проблемы – это
а) Проблемы, решение которых еще не найдено наукой
б) Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества *
в) Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам
г) Экологические проблемы

Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?
а) Проблема борьбы с международным терроризмом *
б) Проблема контроля за рождаемостью
в) Проблема сохранения окружающей среды
г) Проблема утилизации ядерных отходов

Растущая взаимозависимость различных регионов мира
а) Технологизация
б) Глобализация *
в) Институциализация
г) Дивергенция

Онтология – это:
а) учение о всеобщей обусловленности явлений
б) учение о сущности и природе науки
в) учение о бытии, о его фундаментальных принципах *
г) учение о правильных формах мышления

Гносеология – это:
а) учение о развитии и функционировании науки
б) учение о природе, сущности познания *
в) учение о логических формах и законах мышления
г) учение о сущности мира, его устройстве

Антропология – это:
а) учение о развитии и всеобщей взаимосвязи
б) учение о человеке *
в) наука о поведении животных в естественных условиях
г)  философское учение об обществе

Аксиология – это:
а) учение о ценностях *
б) учение о развитии
в) теория справедливости
г) теория о превосходстве одних групп людей над другими

Этика – это:
а) учение о развитии
б) учение о бытии
в) теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
г) учение о морали и нравственных ценностях *

Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
а) Эстетика
б) Этика
в) Онтология
г) Гносеология *

Для идеализма характерно утверждение:
а) первично сознание, материя независимо от сознания не существует *
б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
в) это строгая непротиворечивая система суждений о природе
г) первично сознание, материя не существует

Для дуализма характерен тезис:
а) первично сознание, материя независимо от сознания не существует
б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга *
в) это строгая непротиворечивая система суждений о природе
г) первично сознание, материя не существует

Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,
а) Субстанция *
б) Сознание
в) Интенция
г) Атрибут

Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает
а) Дуализм
б) Монизм
в) Скептицизм
г) Релятивизм

Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает
а) Плюрализм *
б) Эмпиризм
в) Релятивизм
г) Агностицизм

Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи
а) Материя вечна, несотворённа и неуничтожима *
б) Материя тождественна веществу
в) Материя создана Богом
г) Материя в своей основе состоит из идеальных форм

Материя есть первоисточник бытия, утверждает
а) Материализм *
б) Идеализм
в) Интуитивизм
г) Иррационализм

«Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть
а) Материя
б) Явление *
в) Мера
г) Качество

Высшая форма движения материи - это
а) Механическое движение
б) Биологическое движение
в) Социальное движение *
г) Физическое движение

Разработанный З. Фрейдом метод
а) Психоанализ *
б) Метод ассоциаций
в) Гипноз
г) Интроспекция

К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится
а) Анализ трансфера
б) Анализ убеждений
в) Анализ сновидений
г) Анализ свободных ассоциаций *

В структуре личности З.Фрейд выделяет
а) Оно, Сверх- Я, Я *
б) Оно, До-Я, Пра-Я
в) Оно, Сознательное Я
г) Сознательное, коллективное бессознательное, архетипы

Гносеология рассматривает
а) Границы и возможности человеческого познания *
б) Человеческое бытие
в) Нравственные ориентиры человеческой жизни
г) Эстетические ценности

Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга
а) Принцип развития
б) Принцип детерминизма *
в) Принцип единства явления и сущности
г) Принцип единства и борьбы противоположностей

Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется
а) Тенденцией
б) Законом *
в) Измерением
г) Аналогией

Теория научного познания именуется
а) Онтологией
б) Аксиологией
в) Эпистемологией *
г) Эволюционной эпистемологией

Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?
а) Обоснованность
б) Доказательность
в) Неопровержимость
г) Системность

По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на
а) Фундаментальные и прикладные *
б) Точные и приближенные
в) Достоверные и вероятностные
г) Естественнонаучные и технические

Чувственное познание отличается от рационального тем, что
а) Первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами
б) Первое эмоционально, второе – нейтрально
в) Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума *
г) Первое более адекватно, чем второе

Исходная, простейшая форма чувственного познания
а) Восприятие
б) Измерение
в) Ощущение *
г) Представление

Форма рационального познания:
а) Ощущение
б) Представление
в) Понятие *
г) Восприятие

Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства
а) Умозаключение
б) Суждение
в) Понятие *
г) Силлогизм

Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается
а) Умозаключение
б) Суждение
в) Понятие
г) Опровержение *

Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета
а) Суждение *
б) Понятие
в) Восприятие
г) Ощущение

Форма эмпирического познания
а) Суждение
б) Гипотеза *
в) Факт
г) Проблема

Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов
а) Гипотетический мультиплет
б) Теоретический закон
в) Эмпирическое обобщение *
г) Рациональный синтез

Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании
а) Умозаключение
б) Гипотеза *
в) Верификация
г) Интерпретация

Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности
а) Апория
б) Эмпирический базис
в) Парадигма
г) Теория *

К важнейшим функциям научной теории можно отнести
а) Коммуникативную
б) Эмоциональную
в) Побудительную
г) Систематизирующую *

Научная гипотеза относится к:
а) Концептуальным средствам познания *
б) Техническим средствам познания
в) Трансцендентным средствам познания
г) Физиологическим средствам познания

Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:
а) наблюдению
б) измерению
в) эксперименту *
г) идеализации

Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения
а) Ощущение
б) Моделирование
в) Эксперимент
г) Наблюдение *

Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях
а) Наблюдение
б) Измерение
в) Эксперимент *
г) Идеализация

Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок
а) Индукция *
б) Синтез
в) Абстрагирование
г) Дедукция

Логический вывод частных следствий из общего положения
а) Индукция *
б) Дедукция
в) Формал
г) изация
д) Анализ

Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях
а) Дедукция *
б) Индукция
в) Синтез
г) Абстрагирование

Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы
а) Анализ *
б) Абстрагирование
в) Синтез
г) Индукция

Процедура мысленного расчленения целого на части
а) Дедукция
б) Индукция
в) Анализ *
г) Синтез

Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое
а) Синтез *
б) Абстрагирование
в) Аналогия
г) Индукция

Метод, не применяющийся в научно-техническом познании
а) Комбинационно-синтезирующий
б) Герменевтический *
в) Эксперимент
г) Анализ

Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в
а) Гуманитарных науках
б) Естественных науках
в) Технических науках
г) Математических науках *

Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для
а) Понимания
б) Объяснения *
в) Верификации
г) Описания

Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с …
а) Восприятием
б) Экспериментом
в) Интуицией
г) Сознанием *

Способность субъекта оценить свой внутренний мир и поведение есть:
а) Интуиция
б) Психика
в) Самосознание *
г) Воля

Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть...
а) Знание
б) Представление
в) Концепция
г) Познание

К эмпирическому уровню познания относится …
а) Построение гипотез *
б) Анализ фактов
в) Построение картины мира
г) Построение теории

Оперирование конкретно-чувственными и понятийными образами есть...
а) Эмоциональное переживание
б) Мышление *
в) Ощущение
г) Интуиция

Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть...
а) Ценностно-волевой уровень сознания
б) Предсознание
в) Чувственно-аффективный уровень сознания
г) Абстрактное мышление *

Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется...
а) Словом
б) Понятием *
в) Переживанием
г) Знаком

Процесс постижения смысла чего-либо есть…
а) Интроспекция
б) Знание
в) Понимание *
г) Интуиция

Сторонники позиции, согласно которой человек познает только явления, но не сущности вещей, называются...
а) Догматиками
б) Апологетами
в) Гностиками *
г) Агностиками

Отличительными признаками научного знания считают систематизированность, доказательность, а также...
а) Проверяемость *
б) Личностный
в) Правдоподобность
г) Устойчивость

В науке различают два уровня исследования:
а) Интуитивный и рациональный
б) Эмпирический и теоретический *
в) Гуманитарный и естественнонаучный
г) Чувственный и логический

Способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям, носящим более общий характер, называется …
а) Моделирование
б) Индукцией
в) Аналогией
г) Дедукцией *

Формальным отличием научной деятельности от ненаучной является наличие следующих компонентов:
а) Предмет и метод исследования *
б) Серьёзность намерения ученого
в) Научно-исследовательский институт
г) Точная фиксация фактов

Мысленное объединение частей в единое целое есть..
а) Синтез *
б) Корреляция
в) Анализ
г) Отождествление

Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание...
а) Антисциентизм
б) Нигилизм
в) Волюнтаризм *
г) Сциентизм

Наука выступает в качестве…
а) Совокупности взглядов на мир и место человека в мире
б) Формы культуры, способной объяснить все что угодно
в) Духовной деятельности, направленной на познание сущности
г) Совокупности всех знаний, накопленных человечеством *

Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ, в научном познании стал широко использоваться метод...
а) Конструирования
б) Моделирования *
в) Эксперимента
г) Проектирования

К существу научной революции не относится…
а) Исследование истории предмета *
б) Создание новых исследовательских программ
в) Создание новых методов исследования
г) Построение новых теоретических концепций

Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть...
а) Гипотеза *
б) Теория
в) Закон
г) Принцип

Роль философии в научном познании связана с…
а) Разработкой умозрительных систем
б) Разработкой методологии познания *
в) Уточнением абстрактных понятий
г) Утверждением альтернативного способа мировосприятия.

Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материн, её самодвижение, философ встает на позиции...
а) Субъективного идеализма
б) Материализма *
в) Обьективного идеализма
г) Прагматизма

Прагматизм считает истиной …
а) Обще значимость коллективных представлении
б) Соответствие знаний об объекте самому объекту
в) Очевидные и достоверные факты
г) Знание, ведущее к успешному действию *

Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется …
а) Знанием
б) Верой *
в) Обманом
г) Восприятием

Знание, соединённое с верой в него, есть...
а) Идеология
б) Убеждение *
в) Мнение
г) Рассуждение

Непреднамеренное искажение знания есть…
а) Относительная истина
б) Заблуждение *
в) Фантазия
г) Ложь

Преувеличение значения абсолютной истины есть...
а) Догматизм *
б) Агностицизм
в) Гностицизм
г) Скептицизм